4 ноября 2015
Поездка в Тарханы
Два незабываемых дня осенних каникул надолго запомнят ученики Усть-Грязнухинской, Верхнегрязнухинской и Семеновской школ, посетивших Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». Старинная дворянская усадьба хранит память о том времени, когда здесь жил великий русский поэт М.Ю.Лермонтов.
Ребята познакомились с экспозицией музея-заповедника в которую входит помещичья усадьба с барским домом, церковью святой Марии Египетской, людской избой, домом ключника, мельницей, парком с прудами. Мы также посетили часовню-усыпальницу Арсеньевых-Лермонтовых, церковь Архистратига Михаила.
Ребята узнали о необычном названии усадьбы Тарханы. Тарханы- это название местного промысла крестьян: они скупали ходовые товары (мед, воск, сало, овчину) и продавали их по торгам, и на ярмарках – то есть «тарханили».
Экскурсовод рассказал о быте и культуре дворянской семьи, о раннем детстве М.Ю.Лермонтова, о трагической судьбе его родителей.
В экспозиции музея сохранилось 13 работ М.Ю.Лермонтова маслом,51 акварель, около 450 рисунков пером и карандашом. Поэт мог стать выдающимся художником, если бы увлечение литературой не стала его главной страстью.
Прикоснувшись к судьбе и творчеству поэта, ребята в учебной деятельности будут относиться к изучению поэзии Лермонтова не формально, а с душой, уважением и гордостью.
Второй день экскурсии был посвящен посещению музея живой воды «Кувака». Это старинное русское село на берегу длинного оврага, спускающегося к речке Атмис. На дне оврага протекает ручей из источника «Кувака». Кувака – в переводе с мордовского означает – «длинный, долгий овраг». Вода источника обладает удивительным свойством. Жители села, употреблявшие воду, никогда не болели желудочно-кишечными заболеваниями.
В 1913г. граф В.Н. Воейков построил завод для розлива русской натуральной углекислой столовой воды «Кувака». Сейчас завод выпускает различные виды лимонадов, напитков на основе воды источника. Ребятам дали возможность продегустировать продукцию завода, а также осмотреть живописные окрестности местности.
Туристическая поездка удалась. Но главное, пожалуй, было, общение учащихся трех школ. Дети подружились, узнали друг друга лучше.
Учитель истории Лукьянчикова Н.И.