Безопасность школы

Инструкция

о мерах пожарной безопасности в МБОУ Усть-Грязнухинской СОШ

1. Общие требования пожарной безопасности

1.1.В каждом образовательном учреждении должна быть обеспечена пожарная безопасность работников и обучающихся.

1.2. Для каждого взрыво – или пожароопасного помещения или участка должны быть разрабо­таны инструкции о мерах пожарной безопасности.

1.3. Все работники образовательного учреждения должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при выполнении должностных обязанностей проходить обучение по пожарной безопасности.

1.4. Все категории работников образовательного учреждения обязаны соблюдать правила по­жарной безопасности, утвержденные в установленном порядке, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим.

1.5. Ответственных за пожарную безопасность отдельных помещений и всего электрохозяйства образовательного учреждения определяет руководитель.

1.6. Лица, виновные в нарушении действующих правил пожарной безопасности, несут уголов­ную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

1.7. Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности учреждения воз­лагается на руководителя и должностных лиц образовательного учреждения.

1.8. Приказом руководителя должен быть установлен противопожарный режим, в т. ч.:

  • определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
  • регламентирован порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;
  • разработан схематический план эвакуации людей при пожаре, в соответствии с которым не реже 1 раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников и обучающихся.
  • 1.9. В здании школы должна быть разработана и на видном месте вывешена план (схема) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

1.10. Руководитель учреждения с массовым пребыванием людей (50 человек и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре обязан разработать инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

1.11. Количество эвакуационных выходов, их размеры, условия освещения и обеспечения незадымленности, а также протяженность путей эвакуации должны соответствовать противопожарным нормам строительного проектирования. В коридорах и на дверях эвакуационных выходов должны быть предписывающие и указательные знаки безопасности.

1.12. Все двери эвакуационных выходов должны свободно открываться в сторону выхода из помещений. При пребывании людей в помещении двери могут запираться лишь на внутренние лег­кооткрывающиеся запоры.

1.13. Запрещается:

  • загромождать проходы, коридоры мебелью, шкафами, оборудованием, различными материалами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
  • устраивать в тамбуре хранение (в т. ч. временное) любого инвентаря и материалов;
  • устраивать на путях эвакуации пороги, турникеты, раздвижные, подъемные и вращающиеся двери и другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

1.14.В зданиях с массовым пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари с автономным питанием. Коли­чество фонарей определяется руководителем исходя из особенностей объекта, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала.

1.15.Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов в помещениях с массовым пребыва­нием людей должны надежно крепиться к полу.

1.16. Водопровод должен находиться в исправном состоянии, для обеспечения водой при пожаре.

1.17.Пожарный водоем должен находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должен быть утеплен и очищен от снега и льда.

1.18.Огнетушители следует размещать в легкодоступных местах на высоте не более 1,5 м, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздей­ствие отопительных и нагревательных приборов.

1.19.Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (зданиям) учреждения.

1.20.Территория образовательного учреждения должна ‘постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.

1.21. Чердачный вход должен быть постоянно закрыт на замок, слуховые окна- забиты.

1.22. Запрещается:

  • Проживать в здании учреждения обслуживающему персоналу и другим лицам.
  • Хранить в здании учреждения легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и другие

легко­ воспламеняющиеся материалы.

  • Использовать для отделки стен и потолков горючие материалы.

2. Основные мероприятия по пожарной профилактике.

2.1. Перед началом занятий и работ

2.1.1. Образовательные учреждения перед началом учебного года должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются работники территориальной и государственной противопожарной службы.

2.1.2. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия и т. п., которые должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.

2.1.3. Число парт (столов) в учебных классах и кабинетах не должно превышать количество, установленное нормами проектирования.

2.1.4. С обучающимися организуют занятия (беседы) по изучению правил пожарной безопас­ности.

2.1.5. Запрещается:

  • покрывать здания легковоспламеняющимися материалами (соломой, щепой, камышом и т. п.);
  • размещать детей в зданиях, не обеспеченных двумя эвакуационными выходами;
  • размещать более 50 детей в деревянных и других зданиях из горючих материалов;
  • применять керосиновые и электронагревательные приборы в помещениях, занятых детьми.

2.1.8. Школа должна быть обеспечена телефонной связью и сигналом тревоги на случай пожара.

2.1.9. В школе нужно установить круглосуточное дежурство обслуживающего пер­сонала без права сна в ночное время.

2.2. Во время занятий и работ

2.2.1. При эксплуатации электроустановок запрещается:

  • использовать электрооборудование и приборы в условиях, не соответствующих рекомен­дациям (инструкциям) предприятий-изготовителей, или имеющие неисправности, которые могут привести к пожару, а также использовать провода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
  • пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;
  • обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также использовать их со снятыми плафонами (рассеивателями);
  • пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электрона­гревательными приборами без подставок из негорючих материалов;
  • оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы, телевизоры, радиоприемники и т. п.;
  • применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.

2.2.2. В случае, если при нахождении в образовательном учреждении работник обнаружит характерные специфические запахи гари, дыма, жженой изоляции, все работы в данном помещении (помещениях) должны быть прекращены, незамедлительно поставлен в известность руководитель или ответственный за противопожарное состояние, приняты меры к установлению и устранению причин
пожарной опасности (с привлечением квалифицированных специалистов).

2.2.3. При организации и проведении новогодних праздников и других мероприятий с массовым пребыванием людей:

  • допускается использовать помещения, обеспеченные не менее чем двумя эвакуационными выходами, отвечающими требованиям норм проектирования, не имеющие на окнах решеток и расположенные не выше 2-го этажа в зданиях с горючими перекрытиями;
  • елка должна устанавливаться на устойчивом основании и с таким расчетом, чтобы ветви не касались стен и потолка;
  • при отсутствии в помещении электрического освещения мероприятия у елки следует про­водить только в светлое время суток;
  • иллюминация должна быть выполнена с соблюдением ПУЗ. При использовании электри­ческой осветительной сети без понижающего трансформатора на елке могут применяться гирлянды только с последовательным включением лампочек напряжением до 12 В; мощность лампочек не должна превышать 25 Вт;
  • при обнаружении неисправности в иллюминации (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и т. п.) ее нужно немедленно обесточить.

2.2.4. Запрещается:

  • применять дуговые прожекторы, свечи, бенгальские огни и хлопушки, зажигать фейерверки, петарды и устраивать другие световые пожароопасные эффекты, способные привести к пожару;
  • украшать елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не пропитанными огне­защитными составами;
  • одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;
  • проводить огневые, покрасочные и другие пожароопасные и взрывопожароопасные работы;
  • использовать ставни на окнах для затемнения помещений;
  • уменьшать ширину проходов между рядами стульев и устанавливать в проходах дополни­тельные кресла, стулья и т. п.;
  • полностью гасить свет в помещении во время спектаклей и представлений;
  • допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы.

2.2.5. При проведении мероприятий должно быть организовано дежурство ответственных лиц в фойе и в коридорах.

2.2.6. При устройстве софитов необходимо применять только негорючие материалы, а их корпуса изолировать от поддерживающих тросов.

2.2.7. Прожекторы и софиты следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м от горючих конст­рукций и материалов, а линзовые прожекторы – не менее 2 м.

2.2.8. Светофильтры для прожекторов и софитов должны быть из негорючих материалов.

2.2.9. Запрещается:

  • проводить огневые, сварочные и другие виды пожароопасных работ в здании учреждения при наличии в помещениях людей, а также без письменного приказа руководителя образовательного учреждения;
  • проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;
  • включать в одну розетку несколько бытовых электрических приборов большой мощности, пользоваться самодельными электрическими приборами;
  • разогревать на открытом огне краски, лаки, мастики;

2.3. По окончании занятий и работ

2.3.1. Во всех помещениях (независимо от назначения), которые по окончании работ закрыва­ются и не контролируются дежурным персоналом, все электроустановки и электроприборы должны быть обесточены (за исключением дежурного и аварийного освещения, автоматических установок пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации).

2.3.2. По окончании занятий и работ в кабинетах, лабораториях все пожароопас­ные и взрывопожароопасные вещества и материалы следует убрать в специально оборудованные помещения.

3. Действия при возникновении пожара

3.1. При обнаружении очага возгорания в образовательном учреждении любым возможным способом необходимо постараться загасить пламя в “зародыше” с обязательным соблюдением мер личной безопасности.

3.2. Необходимо помнить, что все огнетушители работают очень непродолжительное время: пенные – 60-80 с, углекислотные – 25-45 с, порошковые -10-15 с. Приводить их в действие следует непосредственно возле очага пожара.

3.3. При тушении пожаров в электроустановках нужно как можно быстрее обесточить (отклю­чить) систему электроснабжения отдельного электроприемника, помещения или всего учреждения. В данном случае для тушения пожаров можно использовать только углекислотные или порошковые огнетушители. Воду и пенные огнетушители применять нельзя.

3.4. Если очаг возгорания разрастается, немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть в с. Биджан по телефону 9 -35- 1-01,и по телефону 9-01 в пожарную часть с. Ленинское, диспетчеру пожарной части в с. Ленинское 9-22 -01.

3.5. Немедленно оповестить как можно больше работников о пожаре и сообщить о нем руко­водителю учреждения, а при невозможности другому должностному лицу.

3.6. При последующем развитии событий следует руководствоваться указаниями руководителя учреждения или должностного лица, заменяющего его.

3.7. Открыть все эвакуационные выходы, эвакуировать всех людей, находящихся в учреждении.

3.8. Особое внимание следует обратить на безопасность обучающихся, в первую очередь несовершеннолетних. С соблюдением мер личной безопасности постараться вынести из здания имущество и документы.

3.9. При возгорании одежды попытаться сбросить ее. Если это сделать не удается, упасть на пол и, перекатываясь, сбить пламя; можно накрыть горящую одежду куском плотной ткани, облиться водой, но ни в коем случае не бежать – бег только усилит интенсивность горения.

3.10. В загоревшемся помещении не нужно дожидаться, пока приблизится пламя. Основная опасность пожара для человека – дым. При наступлении признаков удушья лечь на пол и как можно быстрее ползти.

3.11. Приложить усилия, чтобы исключить состояние страха и паники. Они часто толкают людей на безрассудные поступки.

4. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим на пожаре

4.1. Наиболее характерными видами повреждения организма человека при пожаре являются: травматический шок, термический ожог, удушье, ушибы, переломы, ранения.

4.2. Запрещается:

  • перетаскивать пострадавшего на другое место, если ему ничто не угрожает и если первую доврачебную помощь можно оказывать на месте. Особенно это касается переломов, повре­ждений позвоночника, проникающих ранений;
  • давать воду, лекарства находящемуся без сознания пострадавшему, т. к. он может задох­нуться;
  • удалять инородные тела, выступающие из грудной, брюшной или черепной полости даже если кажется, что их легко можно вытащить;
  • оставлять находящегося без сознания пострадавшего на спине, чтобы он не захлебнулся в случае тошноты, рвоты или кровотечения.

4.3. Необходимо:

  • как можно скорее вызвать “Скорую помощь”, точно и внятно назвав место, где про­изошло несчастье. Если не уверены, что вас правильно поняли, звонок лучше продублировать;
  • до приезда “Скорой помощи” попытаться найти медицинского работника, который сможет оказать пострадавшему более квалифицированную помощь;
  • в случае, когда промедление может угрожать жизни пострадавшего, следует оказать ему первую доврачебную помощь, не забывая об основополагающем медицинском принципе – “не навреди”.

4.4. Основными мероприятиями при оказании первой доврачебной помощи являются сле­дующие:

4.4.1. При травматическом шоке:

  • осторожно уложить пострадавшего на спину, при рвоте повернуть голову набок;
  • проверить, есть ли дыхание, работает ли сердце. Если нет – начать реанимационные мероприятия;
  • быстро остановить кровотечение, иммобилизовать места переломов;
  • дать обезболивающее, при его отсутствии 50-70 г алкоголя;
  • при угнетении дыхания и сердечной деятельности ввести адреналин, кордиамин, кофеин.

4.4.2. Запрещается:

  • переносить пострадавшего без надежного обезболивания, а в случае переломов – шиниро­вания;
  • снимать прилипшую после ожога одежду;
  • давать пить при жалобах на боль в животе;
  • оставлять больного без наблюдения.

4.4.3. При термическом ожоге:

• освободить обожженную часть тела от одежды; если нужно, разрезать, не сдирая, приставшие к телу куски ткани;

• нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.

4.4.4. При ограниченных ожогах I степени на покрасневшую кожу хорошо наложить марлевую салфетку, смоченную спиртом. При ограниченном ожоге следует немедленно начать охлаждение места ожога (прикрыв его салфеткой и ПХВ-пленкой) водопроводной водой в течение 10-15 минут. После чего на пораженную поверхность наложить чистую, лучше стерильную, щадящую повязку, ввести обезболивающие средства (анальгин, баралгин и т. п.).

4.4.5. При обширных ожогах после наложения повязок, напоив горячим чаем, дав обезболиваю­щее и тепло укутав пострадавшего, срочно доставить его в больницу. Если перевозка пострадавшего задерживается или длится долго, ему дают пить щелочно-солевую смесь (1 ч. ложку поваренной соли и 1/2 ч. ложки пищевой соды, растворенных в двух стаканах воды).

4.4.6. При ранении:

  • смазать края раны йодом или спиртом;

• наложить стерильную повязку.

4.4.7. Запрещается:

  • прикасаться к ране руками;
  • при наложении повязки прикасаться к стороне бинта, прилежащей к ране.

4.4.8. При сильном кровотечении:

  • пережать поврежденный сосуд пальцем;
  • сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый ва­лик;
  • наложить жгут, но не более чем на 1,5 часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, снова затянуть;
  • при небольших кровотечениях прижать рану стерильной салфеткой и забинтовать.

4.4.9. При переломах костей:

  • обеспечить покой травмированного места;
  • наложить шину из палок, прутьев, пучков камыша;
  • придать сломанной руке или ноге возвышенное положение;
  • приложить холодный компресс;
  • дать обезболивающее;
  • при открытом переломе наложить на рану антисептическую повязку.

4.4.10. Запрещается:

  • пытаться составлять обломки костей;
  • фиксировать шину в месте, где выступает кость;
  • прикладывать к месту перелома грелку;

• без необходимости снимать одежду и обувь с поврежденной конечности (в месте перелома одежду и обувь лучше вырезать).

4.4.11. При удушье:

• установить признаки, указывающие на то, что пострадавший жив и нуждается в помощи, по следующим показаниям:

зеркало, приложенное ко рту пострадавшего, запотевает;

зрачок сужается при приближении источника света и расширяется – при удалении;

палец руки отекает, если его перевязать ниткой;

кожа воспаляется (краснеет) при воздействии источника тепла;

  • обеспечить приток свежего воздуха;
  • уложить пострадавшего так, чтобы ноги были приподняты;
  • расстегнуть одежду, стесняющую дыхание;
  • дать понюхать нашатырный спирт;
  • при отсутствии самостоятельного дыхания провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

4.4.12. Приступая к оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему при пожаре, спасаю­щий должен четко представлять последовательность собственных действий в конкретной ситуации. Время играет решающую роль.